Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 36
Друзья сайта
  • Московское общество защиты животных
  • Пес и Кот
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты
  • Московскому обществу защиты животных

    по официальной регистрации более десяти лет, фактически – все двадцать. Его общественно значимая жизнь началась на заре перестройки, с судебных процессов, первых в РСФСР, по делам «живодеров», обдиравших  собак и кошек для наживы на шкурах, и «угонщиков» лошадей, похищенных из хозяйств и загнанных, ради потехи, до смерти. В то время законодательства об ответственности за жестокое обращение с животными не было. Повсеместно действовало постановление Совета Министров РСФСР от 23 сентября 1980 г.№449 «Об упорядочении содержания собак и кошек в городах и других населенных пунктах РСФСР», возложившее на жилищно-коммунальное хозяйство в городах и на потребкооперацию в сельской местности - отлов и утилизацию безнадзорных животных. старевшее, противоречащее по многим позициям новым законам и Конституции РФ, это постановление не отменено по сей день, и жестокие расправы с собаками и кошками уборщиков «живого мусора» продолжаются по всей стране. На смену «душегубкам»,   моривших  животных выхлопными газами в кузовах автомашин, на вооружение коммунальщиков поставлены «спецсредства»: «летающий шприц» и ружье, заряженные дитилином, который используется для обездвиживания животных или, умерщвления, вызывая мучительное удушье. И по - прежнему не редкость трельба охотников «на поражение». В подмосковном городе Истра 25 декабря «зачистка» оставила после себя трупы собак в мусорных контейнерах.

    Постановление Совмина РСФСР преследовало благие цели: утверждение единых правил содержания собак и кошек  и единого порядка регулирования численности безнадзорных животных, но способы  отлова и утилизации животных,  прием заготконторами первичного утильсырья - шкур собак и кошек  спровоцировали «эпидемию» живодерства и «моду» на собачьи шапки. В зимнее время пустые колхозные рынки были завалены шапками из овчарок, лаек, холеных дворняг и поделками из шкурок кошек.  Товар шел нарасхват.

    На главном направлении

    Московское общество защиты животных выросло из СОЖ - секции охраны животных -  при Московском городском обществе охраны природы. Первейшей задачей этой маленькой секции стала борьба за принятие закона об ответственности за жестокое обращение с животными. С первых своих шагов поддержанная великим артистом Сергеем Владимировичем Образцовым, руководимая доктором медицинских наук, профессором Ксенией Александровной Семеновой, СОЖ стала организатором зоозащитного движения. Она добилась возбуждения трех уголовных дел по фактам гибели в г. Загорске замученного  угонщиками племенного орловского рысака «Лексикона», в г. Видное-  кражи сенбернара, заживо ободранного негодяями, и массового уничтожения отловленных собак для выделки шкур на шапки в Люберецком районе. Подмосковья. Публикации об этих судебных процессах общественного обвинителя от СОЖ МГООП вызвали  по тем временам небывалый отклик. Из прессы других городов и потока писем читателей, требовавших закона об ответственности за жестокое обращение с животными, вырисовывалась картина полной безнаказанности живодерства и гибельных угонов лошадей в развалившихся хозяйствах. Мешки с сотнями таких писем были получены редакциями московских газет и переданы СОЖ МГООП в административный отдел ЦК КПСС.

    Указ Президиума Верховного совета РСФСР от 30.03.89 «Об ответственности за жестокое обращение с животными» московские зоозащитники по праву могут считать своим первым большим успехом. Именно с этого Указа началось формирование зоозащитного законодательства  в России. Всё последующее: Федеральный закон РФ «О животном мире», ст. 245 «Жестокое обращение с животными» в Уголовном Кодексе РФ, ст.137 «Животные», ст.230-232 об охране безнадзорных животных в Гражданском Кодексе РФ, — платформа для создания субъектами Российской Федерации законодательных актов с эффективной правоприменительной практикой.

    Дело, начатое СОЖ МГООП, было продолжено ее преемником – МОЗЖ - Московским обществом защиты животных. С 1992-го года его бессменно возглавляет член-корр. РАН Алексей Владимирович Яблоков, известный эколог и общественный деятель. Потребность в современном законодательном акте об охране, содержании, использовании животных и защите их от жестокого обращения осознается сегодня москвичами как одно из условий становления гражданского общества.  И в этом  немалая заслуга МОЗЖ.

    Теперь по прошествии почти двух десятилетий становится ясно, какое огромное расстояние уже пройдено зоозащитными организациями до дня сегодняшнего, когда Московская городская Дума и правительство разделяют позицию общественности: жестокость в решение проблем с животными –недопустима. Увы, принятые решения, как правило, не исполняются, утопая в бюрократической трясине, поэтому деятельность МОЗЖ складывается как история преодоления препятствий на пути осуществления  своих  проектов.

    ДЕЛА  ПРОШЕДШИЕ  – ЗАБОТЫ НАСУЩНЫЕ

    В начале 90-х МОЗЖ стало инициатором  важных постановлений правительства Москвы. Президиум МОЗЖ совместно с департаментом инженерного обеспечения  разработал «Временные правила содержания собак и кошек в г. Москве», «Временное положение об отлове, содержании и использовании безнадзорных собак и кошек в г. Москве» и «Положение об общественной инспекции по защите животных в г. Москве». Все три документа были одобрены правительством и вошли в его постановление №101 от 08.02.94, долгожданное и либеральное. Отменялись запреты на содержание владельцем в своей квартире более одной кошки и одной собаки, а в коммунальных квартирах - на проживание животных в комнате владельца без согласия соседей. Единственным ограничением прав владельца служило выполнение им санитарно-ветеринарных и гигиенических требований к содержанию животных. Был положен конец произволу милиции и  ЖКХ по «наведению порядка» в «нехороших» квартирах, когда, подавив силой «сопротивление владельцев», из квартир выволакивали собак и кошек на живодерню. Отныне службам ЖКХ запрещалось уничтожение животных  в день  отлова,  вводилась норма на содержание их  в пунктах передержки от трех до десяти дней с последующей передачей животных общественным и иным организациям. Общественный контроль по соблюдению гражданами  и организациями  правил содержания животных и оказание помощи по защите животных от жестокого обращения возлагались на Общественную инспекцию по защите животных,  которую создавало МОЗЖ.

    К сожалению, гуманные требования  постановления во многом опережали сложившиеся общественные отношения и не были обеспечены ресурсами финансовыми и организационными. Закон г. Москвы «О штрафных санкциях за нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны животных и «Временных правил содержания собак и кошек в г. Москве» (1996г.), также разработанный МОЗЖ при участииМоскомприроды , оказался неработоспособным из-за очень низких штрафов, установленных в соответствии с КоАП РСФСР. Административная комиссия Москомприроды , рассматривающая правонарушения в той области, штрафов не взимала. Общественные инспектора по защите животных, подготовленные на семинарах, бесплатно организованных МОЗЖ и Москомприродой, остались предоставлены самим себе, Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства г. Москвы (УЖКХиБ), отстранив МОЗЖ, вызвалось руководить ими в административных округах и загубило общественную инициативу. Пропагандировать среди населения «Временные правила содержания собак и кошек» было некому, создавать приюты и  пункты временного содержания безнадзорных животных – не на что. Реклама и разъяснительная работа в СМИ о культуре владения животными тоже требовала немалых денег, а МОЗЖ никогда их не имело. Спонсорская помощь от граждан поступала и поступает  лично членам МОЗЖ, которые содержат в своих квартирах десятки подобранных животных, а подбирают их уже без оглядки на ЖЭК и милицию 10 лет!

        Однако при отсутствии закона об охране, содержании, использовании животных и защите их от жестокого обращения именно это  постановление №101 от 08.02.94 г. «Об утверждении «Временных правил содержания собак и кошек в г. Москве» и «Временного положения по отлову, содержанию и использованию безнадзорных собак и кошек в г. Москве»» остается  базовым. До сих пор оно помогает  раскрепощению гражданского самосознания людей, любящих животных. Тысячи горожан приходят на помощь потерянным и покинутым собакам и кошкам. Едва ли не каждый пятый четвероногий в наших квартирах– подобран. Кормить, лечить, спасать от жестокого обращения животных,  приютившихся во дворах и на предприятиях, стало явлением массовым,  стихийным    движением  москвичей  в защиту животных...

    Но вернемся к началу 90-х годов к тому времени, когда в странах ЕС был успешно освоен безальтернативный путь предупреждения безнадзорности  собак и кошек, как-то: создание приютов с обязательной стерилизацией животных,  четкие законы,  поддержка власти, благотворительность,   воспитание культуры владения животными. Однако и  в новой России немногие знали о  Европейской конвенции по защите домашних животных (1987).  Одно упоминание о «приютах для бездомных животных» воспринималось горе-чиновниками  едва ли не оскорблением  общественной нравственности.

    О первом приюте

    Идеологическим прорывом зоозащитников был одобренный правительством Москвы  проект МОЗЖ о создании Городского зоосервисногокомплекса (приют для бездомных животных, пансионат для владельческих животных, справочно-информационная служба, ветеринарная клиника со стационаром и культурно-просветительский центр по работе с подростками). В двух постановлениях правительства о комплексной экологической программе Москвы (№865-ПП от 16.09.93 и №860-ПП от 27.09.94) строительство  комплекса было включено в число «первоочередных мероприятий по стабилизации экологической обстановки в г. Москве». Проект был разработан МОЗЖ при участии Москомприроды и Департамента инженерного обеспечения, почти пять лет к его согласованию подключались десятки учреждений, на средства Мосэкофонда было выполнено ТЭО, несколько участков для застройки были предложены Москомархитектурой. Но каждый раз свободный участок оказывался «занятым», – отдавать землю «собакам» префектуры не собирались. Даже после распоряжения мэра «О строительстве зоосервисного комплекса в Северо-Восточном административном округе» (№1061-РМ от 20.10.98) выделение участка срывалось дважды. Только недавно дело сдвинулось с места благодаря согласию префекта,  личному контролю мэра и вице-мэра,  усилиям заказчика ГУП «Полигон», нашедшего инвесторов Понадобились немереные энергетические ресурсы общественности и нынешнего заказчика, кипы документов с  резолюциями и подписями, три правительственных постановления, немалые средства,  вложенные заказчиком  в согласования и разработки, чтобы «первоочередное мероприятие по стабилизации экологической обстановки в городе Москве» обрело надежду  на осуществление.

    Самая будничная работа МОЗЖ

    Открывшиеся шлюзы сострадательному отношению горожан к безнадзорным животным поставили МОЗЖ под удар неуправляемого потока рождаемости собак и кошек. Тогда и пришла отчаянная мысль о публичных акциях «Ищу хозяина» по устройству котят и щенков, а заодно и потерянных покинутых животных. По городскому радио, ТВ и объявлениям в столичных газетах приглашались желающие взять себе животных. Поначалу местом действия были площадки в парках культуры и отдыха, и, конечно, желающих отдать животных всегда было больше, чем желающих взять их себе. Но  веселый дух солидарности, царивший на акциях, пробуждал оптимизм в людях, обремененных проблемами с животными, заряжал «новичков»  энергией активного добра. Зимами и в холодные осенние месяцы  МОЗЖ выручал  просторный зал Московского городского общества охраны природы на Новинском бульваре, а после его закрытия спасение пришло от Дворца детей и молодежи  на Чистых прудах. Почти три года раз в месяц его зеркальный зал выдерживал  шумную публику  с детьми и животными и оставленными тайком щенками  и котятами.  Устройством подкидышей занималось МОЗЖ.

    Однако эта форма предупреждения бездомности собак и кошек  была каплей в море нерешенных проблем, порожденных низкой культурой содержания животных и отсутствием в городе элементарных услуг – приютов, пансионатов, стационаров, справочной службы о потерянных и найденных  животных.   Напомним, что сама идея стерилизации собак и кошек, которую МОЗЖ усердно пропагандировало на своих акциях,  поначалу воспринималась как «фашизм» и «насилие» над жизнью. Разум одержал победу над предубеждениями, потому что работа благотворительного фонда «Зоозащита» Татьны Чучиной и немецкой благотворительной организации «Про анимале», по бесплатной стерилизации собак и кошек была неоспоримо убедительна. Их почину и энтузиазму зоозащитники обязаны более всего. («Про анимале»  до сих пор продолжает финансировать стерилизацию  животных малоимущих владельцев в одной из клиник Москвы). Позже  возник «Благотворительный  фонд помощи животным города» Л.М.Кочетковой, который  самостоятельно занимается бесплатной стерилизацией безнадзорных собак и кошек,  и появились  спонсоры, финансирующие стерилизацию подобранных животных на дому и в клиниках.. Сегодня едва ли не все «поголовье»  в квартирах членов МОЗЖ– около 2-тысяч собак и кошек- стерилизовано на средства спонсоров, как  и тысячи собак и кошек, обитающих на предприятиях.

    СТЕРИЛИЗАЦИЯ  В  РЕЖИМЕ  ЖКХ

    В 1997 г. Благотворительный фонд помощи животным «Сирин» разработал проект комплексной программы «Животные в городе» по заказу бывшего Департамента инженерного обеспечения г. Москвы. В качестве главного регулятора численности безнадзорных собак и кошек предлагалась стерилизация отловленных животных с возвращением на прежнее место или устройством в приют..  Со своей стороны в поддержку этого предложения МОЗЖ также обратилось к правительству с требованием прекратить  тотальное бесперспективное уничтожение безнадзорных животных предприятиями ЖКХ. Ответом на инициативы общественности было распоряжение премьера от 16.01.98 №41-РП «О дополнительных мерах по сокращению численности безнадзорных собак и кошек и упорядочению содержания домашних животных в Москве». В Управлении ЖКХиБ был создан отдел городской фауны для налаживания работы по стерилизации отловленных животных в административных  округах..

    К сожалению, ни общественность, ни ветеринарные учреждения оказались не подготовлены к тому, чтобы взять на себя организацию работы по регулированию численности безнадзорных животных, хотя к этому времени  на базе «Центра экстренной ветеринарной помощи» было стерилизовано более трехсот безнадзорных собак, доставленных и затем устроенных членами МОЗЖ и другими зоозащитниками. Финансировал эксперимент благотворительный фонд «Спасение животных», но когда  деньги иссякли, никто не пришел ему на помощь.  Подвиг  организатора и разработчика этой программы - директора  Центра Шестакова   Андрея Михайловича, не был замечен УЖКХиБ, которому правительство поручило  «гуманизировать» отлов безнадзорных собак и кошек.

    На решение проблем безнадзорности животных бюджетами 2001 - 2002 г.г. было выделено УЖКХиБ  67 млн.р., но, как  обнаружили контрольные органы Москвы, более 40 млн.р. не нашли себе целевого применения. 26  млнуб. ЖКХ префектур истратили на отлов, утилизацию и стерилизацию безнадзорных животных. При этом установить реальное число стерилизованных собак из отлова – невозможно (о кошках и щенках говорить не приходится)- большинство из них исчезает бесследно. Ведомственный контроль ограничен «заказ-нарядами», написать и подписать бумажку –дело нехитрое,  общественный контроль отсутствует. Однако санитарно-ветеринарный завод  «Эколог-М» по переработке биоотходов  не простаивает, получая каждый месяц около 15 тонн трупов животных  от предприятий ЖКХ.

    А  вообще никто не знает, сколько в Москве безнадзорных собак и кошек. (Известно, что в 1997 г безнадзорных собак насчитывалось не более 20-23 тыс). Но город растет не  по дням, а по часам, вместе с ним увеличивается  животное население, и пополняется беспризорное племя.  Организовать постоянный учет животных, создавать  базу данных о владельческих и безнадзорных собаках и кошках, - такая задача была поставлена правительством перед ГУП «Московский городской кинологический центр» и его подразделением «Государственный справочно-информационный центр по проблемам животных». Но едва начав работу, ГУП вынужден был прекратить свое существование, так как из 19 млн. 900 тыс. руб., выделенных бюджетами на эти цели, оба центра за два года не получили ни копейки.

    МОЗЖ два  года пытается доказать правительству, что деятельность ЖКХ по стерилизации животных оказалась неэффективной и ведется вслепую, без программы первоочередных мероприятий  по работе с животными. Учащаются случаи жестоких расправ с «ненужными» животными на территориях коммерческих предприятий, не желающих оплачивать отлов, бесплатный для бюджетных учреждений и ДЭЗов  (Расходы в среднем на одну собаку – 2450 руб.: отлов, транспортировка, стерилизация с 10-дневным содержанием). Большинство собак после стерилизации ловцы выпускают «на свободу», подальше от места отлова. Девать их некуда. Организованный в минувшем году муниципальный приют и три благотворительных приюта, переполненные до умопомрачения, в последнее время, действительно, дают пристанище ежемесячно нескольким десяткам стерилизованных собак, получая за это бюджетные деньги. Но  их помощь не делает погоды в городе. Благополучное возвращение животных «на прежнее место», случается редко, для заказчиков отлова  он остается  «уборкой  живого мусора»

    Нужно признать правду: эксперимент, проводимый отраслью ЖКХ по уборке, переработке и захоронению бытовых, промышленных и радиоактивных отходов, немногим отличается по конечному результату от утилизации, ЖКХ  не обеспечивает животным жизнь и не несет ответственности за их смерть. Ветеринарная  процедура, необходимая и успешная в комплексе других звеньев содержания домашних животных, по определению не может быть «стратегией» деятельности ЖКХ по сокращению численности безнадзорных. Западный опыт тому пример. Однако ЖКХ упрямо пытается решить проблему своим   сугубо ведомственным бюрократическим путем. Например, освободили префектуры  от работ по отлову и стерилизации безнадзорных животных,  передали  эти обязанности и бюджетные средства новой структуре - Единому городскому заказчику (ГУП СОДЖ «Служба отлова диких животных»), окрестили  мероприятие «формированием системы управления и финансирования комплекса мер по улучшению содержания, использования и охране животных в городе Москве». (См. постановление  от 01.10.02 №812)  И в  итоге получили всё,  «как всегда».

    Судьба Закона…

    Воздадим должное Московской городской Думе, она по собственному  почину разработала проект закона «О животных». На протяжении трех лет МОЗЖ активно участвовала в обсуждении всех его вариантов, и благодаря контактам с депутатами предложения МОЗЖ не оставались без внимания, как и многие другие, внесенные научными и общественными организациями. В результате прошедший второе чтения законопроект разительно отличался от своего первоначального варианта. Правда,  гуманное обращение с животными во многом оставалось декларацией, но полномочия ЖКХ по наведению порядка  с животными в городе значительно сокращались. Однако по предложению мэра Лужкова Ю.М., посчитавшего недостатки законопроекта существенными, Дума  отказалась обсуждать его в третьем чтении. Переделка законопроекта была поручена УЖКХиБ.  Юмор ситуации заключался в том, что вариант проекта закона, подготовленный  коммунальщиками, одобренный правительством и внесенный  мэром  в Думу, был отклонен  ею в первом чтении  05.02.03.

    С этого момента началась третья попытка рождения закона города Москвы «О животных». По поручению мэра Ю.М. Лужкова от 04.04.03 к работе над законом был привлечен министр правительства Москвы руководитель департамента природопользования и охраны окружающей среды Л.А.Бочин. Об этом просил мэра председатель президиума МОЗЖ проф. Яблоков А.В. в письме на его имя от 14.03.03, рекомендуя взять за основу для работы над законопроектом обновленный дополненный вариант  последней редакции МГД , подготовленный на общественных началах рабочей группой экспертов (с участием МОЗЖ) при  комиссии по экологической политике МГД. В том же письме председатель президиума МОЗЖ повторно просил мэра  рассмотреть вопрос об освобождении  УЖКХиБ. от несвойственных ему обязанностей по управлению городской фауной и передаче полномочий в этой области  и структур, бездействующий в системе ЖКХ (ГУП МГКЦ),  департаменту природопользования и охраны окружающей среды. 

    В департаменте природопользования к поручению мэра отнеслись серьезно. В результате тщательной  работы над законопроектом, подготовленном УЖКХиБ, в департаменте совместно с представителями общественности и МОЗЖ в их числе, пришли к выводу, что  довести до ума этот  вариант невозможно, но реально использовать некоторый материал, связанный с домашними животными, и создать   новый  законопроект  «О содержании домашних  животных в городе Москве». Вместе с этой работой департамент с согласия мэра  готовил проект постановления  о комплексной среднесрочной  программе  «Животные в городе», которая ставила во главу угла создание условий для  повышения культуры содержания животных  и предупреждения безнадзорности собак и кошек. Но планам департамента не суждено было сбыться. Коммунальщики оказались не лыком шиты.

    После двух  новых провальных обсуждений  в Думе  всё того же законопроекта «О животных», внесенных мэром и вице-мэром  повторно, Департамент ЖКХиБ представил свой  вариант нового проекта закона «О содержании домашних животных в городе Москве». На этот раз депутаты были единодушны, и 24 декабря он был принят   за основу в первом чтении.

    Как записано в преамбуле, закон «регулирует отношения, возникающие при содержании домашних животных в городе Москве, устанавливает правила их содержания и административную ответственность за нарушения этих правил».. Все дела, связанные с нарушениями установленных законом правил содержания животных, подведомственны милиции, органам ветеринарии и Госсанэпиднадзора. Пугавшие всех «органы исполнительной власти в сфере жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства», неизменно присутствовавшие в вариантах законопроекта «О животных», подготовленных ДЖКХиБ, исчезли. Но поводов для беспокойства у МОЗЖ и других зоозащитников не убавилось. Непросто восполнить возникший пробел в охране диких животных в неволе, отношения, связанные с ними не регулируют ни настоящий законопроект, ни законодательство РФ о животном мире. Судьба диких животных, попавших в жестокую эксплуатацию коммерсантов или нерадивых любителей экзотики порою ужасна, и правоприменительная практика отсутствует. По мнению президиума МОЗЖ нуждаются также в широком обсуждении  предлагаемые разработчиком штрафные санкции и основные понятия, применяемые в  законопроекте, а также исключение роли общественных организаций в  реализации положений закона и др..

    Однако опасность для  осуществления гуманных требований закона таится и в другом: в законопроекте не назван орган исполнительной власти, осуществляющий руководство отношениями в области городской фауны. После принятия закона  в компетенции мэра сохранить за ДЖКХиБ нынешние функции управления городской фауной..

    Напомним, что постановление Совета министров РСФСР №449 от 23.09.1980 г., о котором мы рассказывали в самом начале этого очерка, позволяет правительствам субъектов Федерации вменять в обязанности ЖКХ отлов и утилизацию безнадзорных животных. Не мудрствуя лукаво, столичное правительство в «Положении о департаменте жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы» (ПП-452 от 17.06.03) поступило именно так, обязав «отрасль по сбору, переработке и захоронению промышленных, бытовых и радиоактивных отходов», заниматься …… «содержанием и использованием городских животных». Определение «городские животные» в Гражданском кодексе РФ отсутствует, и его смысл в данном контексте может быть истолкован как угодно. В перечне «основных понятий» в законопроекте такое словосочетание означает «животные, находящиеся в собственности города Москвы». Не факт, что в процессе работы над проектом оно останется, так как лишено конкретного содержания..

    Президиум МОЗЖ направил письмо мэру Лужкову Ю.М. с обоснованием изъятия этого текста из Положения о ДЖКиБ.  Разумеется, «дробинка» никого не задела. Но МОЗЖ  не ослабит своих усилий убеждать правительство в непродуктивности компромисса – догонять новое время в старой колымаге. Иначе говоря,  возлагать на инженерный департамент, обремененный реформой ЖКХ,  дырявыми трубами и плохими дорогами, чуждые ему обязанности по охране, содержанию, использованию животных в городе Москве.

    Читайте об этом письмо мэру Лужкову Ю.М. заместителей председателя президиума МОЗЖ от 03.07.03, а также  Резолюцию  заседания  круглого стола, состоявшегося 22.12.03,  направленную мэру Лужкову Ю.М.

    Заместитель председателя Президиума Московского общества защиты животных

    Шведова  Ю.И.